В последние годы наблюдается много провокаций, приводящих к возрастанию напряжённости в отношениях между местным населением и мигрантами как внешними, так и внутренними. Обычные бытовые конфликты нередко переходят в национальную плоскость. В России постоянно проживают миллионы трудовых мигрантов из разных стран. Использование труда иммигрантов – это общемировая практика и один из элементов международной экономики. Отказаться от такой практики Россия, по крайней мере, пока не готова. Деньги, которые получают мигранты в России для них самих — зачастую единственный выход, чтобы прокормить свои семьи на родине.
Из своей страны люди вынуждены уехать, как правило, из-за отсутствия перспектив, с надеждой найти их в чужой стране. Однако не всех ждут на чужбине с распростёртыми объятиями, и предстоит им выполнять тяжёлую и вместе с тем низкооплачиваемую работу, сталкиваться с языковым барьером и неприятием со стороны коренного населения.
Вопросы адаптации, интеграции и защиты прав трудящихся-мигрантов должны решаться в двустороннем порядке. Страна, из которой пребывают рабочие, и принимающая страна несут ответственность за этих людей и обязаны создавать для этого необходимые условия.
Например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан есть «Соглашение о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации». Целью Соглашения является регулирование порядка осуществления трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Республике Узбекистан и граждан Республики Узбекистан в Российской Федерации. Подобные соглашения у Российской Федерации, есть и с другими странами, но зачастую они выполняются только Российской стороной, а другие страны их не выполняют или выполняют частично.
Страны-поставщики рабочей силы в РФ не принимают должного участия в судьбе своих граждан. В стороне остаются такие вопросы, как: социальная защита, гарантии соблюдения их прав в процессе трудовой деятельности и т. д. Важным вопросам, таким как, стабильность получения заработной платы, оплата и организация лечения мигрантов в случае заболеваний или получения травм, при родах, организация и доступность денежных переводов, сопровождение в экстренных случаях, обеспечение достойным жильем, безопасность и т. д., часто уделяется недостаточное внимание.
Существуют достаточно разрозненные этнические организации, которые не могут охватить своими возможностями весь спектр требуемых мероприятий. Периодически, не имея должной квалификации, сотрудники таких организаций ищут возможности использования коррупционных схем при сопровождении трудовых мигрантов и для решения своих проблем, что приносит в основном негативный результат и оставляет проблему без решения. Порой этнические общественные и коммерческие организации даже конкурируют между собой, и такая конкуренция зачастую переходит в криминальную плоскость, как было совсем недавно на Хованском кладбище в Москве. Подобные происшествия сказываются негативно не только на общем имидже мигрантов в глазах коренного населения Российской Федерации, но и наносят вред самим мигрантам, которыми грамотно манипулируют, призывая к участию в этнических разборках.
Одной из серьезнейших проблем современного мира в целом и России в частности является рост преступности, тесно связанный не только с социально-экономическими условиями жизни в конкретных странах и регионах, но и с миграционными процессами. Безусловно, миграция, в особенности неконтролируемая и нелегальная, подпитывает рост преступности. Являясь следствием глобализационных процессов, массовая миграция населения несет за собой не только положительные последствия в виде заполнения «пустующих» позиций на рынках труда или решения демографических проблем, но и множество негативных тенденций. Причем последние, по мнению целого ряда исследователей и общественных деятелей, способны перевешивать позитивные последствия миграционных_процессов.
Рост преступности является одним из первоочередных следствий миграции и обусловлен, в первую очередь социальными, психологическими и социокультурными характеристиками мигрантской среды. Во-первых, основная часть мигрантов представляет собой трудоспособных мужчин в возрасте 18-40 лет, которые, с одной стороны, не лишены определенного стремления к повышению своего благосостояния, но с другой стороны — в большинстве своем не обладают высоким уровнем образования и квалификации, либо вынуждены работать не по специальности. В принимающем обществе мигранты изначально занимают низшую ступень социальной иерархии и то, насколько они смогут удовлетворить свои амбиции и повысить свой статус, прежде всего, зависит от повышения их материального благосостояния. Во-вторых, значительная часть мигрантов прибывает в принимающие страны из более отсталых в экономическом отношении и кардинально отличающихся в культурном плане государств и регионов.
С 1 января 2015 г. въезжающие на территорию России мигранты проходят тестирование на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации с целью ускорения процесса социальной адаптации. Однако вопрос о мерах противодействия преступности мигрантов остается открытым. На него обращают внимание и ученые — социологи и криминологи, и специалисты — практики из российских правоохранительных органов.
Только по официальным данным ФМС, на 1 января 2016 года в России находились около 10 миллионов иностранных граждан. Это почти на 10 процентов меньше, чем в 2014-м. В то же время, по подсчетам Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2015 году иностранцами совершено 48 тысяч 190 преступлений — на 4 процента больше, чем в 2014 году. Это говорит о серьезной криминализации мигрантов.
Большинство мигрантов — представители стран СНГ (87,5% общего числа въезжающих). Чаще всего это украинцы — 25 % мигрантов. На втором месте — граждане Узбекистана, около 18 процентов. Замыкает тройку Таджикистан (8,7 %).
Граждане Узбекистана — наиболее частые нарушители сроков пребывания в России среди стран СНГ — официально 877,6 тысячи человек своевременно не выехали на родину. Эксперты связывают это еще и с тем, что выходцы из этих стран, особенно из Узбекистана, чаще других пренебрегали нормами миграционного законодательства России и многим был закрыт въезд. Самое главное, огромная масса этих иностранцев, достоверно зная, что являются нарушителями, продолжают работать нелегально. Они годами не выезжают из России. А статистика это не учитывает, и на бумаге получается, что граждан Узбекистана в России становится меньше. В прошлом году миграционная служба была вынуждена выдворить более 113 тысяч иностранцев, 44,7 тысячи из них — граждане Узбекистана, 24,2 — таджики, также принудительно пришлось отправить домой более 12 тысяч киргизов.
Среди представителей стран, не входящих в СНГ, чаще всего выдворялись вьетнамцы — почти девять тысяч.
Сегодня крайне необходимы международные Программы и законодательные Проекты, помогающие упорядочить процесс привлечения и использования труда рабочих, осуществляющих деятельность в других государствах, усилить их социальную защиту и укрепить гарантии соблюдения их прав в процессе трудовой деятельности. Именно решению этих задач и призвана способствовать Программа Комплексного Сопровождения Иностранных Граждан (ПКСИГ), разработанная ММОО «МОЛОДОЙ МИР».
Целями Проекта являются:
- Социальная адаптация мигрантов, в том числе, с помощью Программ комплексного сопровождения, профессионального обучения и трудоустройства;
- Снижение уровня социальной напряженности между мигрантами и коренным населением страны.
- Повышение уровня координации усилий международных организаций, общественных организаций, государственных и коммерческих структур различных государств в решении миграционных, национальных и социальных проблем.
ММОО «Молодой Мир» приглашает к сотрудничеству представителей государственных и частных структур и других учреждений, коммерческих компаний, а также всех других заинтересованных в сотрудничестве в рамках реализации проекта «Комплексного сопровождения иностранных граждан» и других проектов ММООММ.
По всем вопросам, пожалуйста, пишите по адресу электронной почты info@molodoymir.ru