Отсутствие должного развития внутреннего туризма обусловлено наличием ряда проблем. Рассмотрим некоторые из них:
Как показывает международный опыт, наиболее эффективно туризм развивается в тех странах, где есть внятные Программы его поддержки на государственном уровне. В России же сложился некий порочный круг. Власти не слишком заботятся о развитии отрасли, так как туристов мало. В развитых странах внутренний туризм составляет 10–12% от ВВП, а в России этот показатель находится на уровне 1–2%. Туристы же не интересуются российскими маршрутами, так как никто не обращает внимания на их нужды, не занимается инфраструктурой. Малый бизнес не в состоянии повлиять на сложившуюся ситуацию — строительство дорог и крупных отелей — это задачи, которые должно решать государство в союзе с крупными частными инвесторами.
Большинство иностранцев из российских достопримечательностей знают лишь Москву, Санкт-Петербург и Байкал. Джошен Чех, один из участников форума, исполнительный директор туристической компании Go East Reisen, специализирующейся на Восточной Европе, с удивлением отмечал, что мало кто едет в нашу страну ради знакомства с ее потрясающей, иногда почти нетронутой природой. «Россия не занимается своим пиар-продвижением», — печально заметил он. Впрочем, еще печальнее другое: наши соотечественники знают о своей стране немногим больше. Каждому ли из нас известно о существовании пещерных монастырей под Воронежем, Хмелиты — изумительной барочной усадьбы семейства Грибоедовых под Вязьмой, острова Соляного с древними солеварнями в Ярославской области.
Иностранных туристов завлекают в Ульяновск Колобком (недавно в рамках одного из Проектов сказочных героев расселили по городам России, Колобка поселили в Ульяновск) или в Самару тем фактом, что именно там родилась песня «Ах, Самара, городок». Это типичные ошибки российского брендирования, ведь иностранным, а уж тем более российским туристам гораздо интереснее знать, что Ульяновск — город, где родился Ленин, и что в Самаре сохранился бункер Сталина.
Большая часть населения России живет в крупных городах и им могут быть интересны живописнейшие российские городки и деревни, которые совершенно не готовы к приему гостей. Жители же удаленных районов или не могут себе позволить туристический отдых, так как находятся за чертой бедности или не интересуются отдыхом на Родине, зная качество и сравнительную стоимость российского сервиса по сравнению с зарубежными туруслугами.
Из-за отсутствия нормальных дорог интереснейшие туристические объекты иногда оказываются вне зоны доступа. Дороги часто обрываются у границ областей, и чтобы добраться из пункта А в пункт Б, в случае если они расположены друг от друга в нескольких километрах, но в разных регионах, приходится ехать через областной центр.
Российские отели, расположенные не в городах миллионниках, существуют в полном отрыве от реальности делятся на две категории — либо старые советские приюты «эконом-класса», либо что-то новое или отремонтированное, но по ценам от ста долларов за ночь. В последнее время появились так называемые гостевые дома, то есть обычные избы или коттеджи, принадлежащие частным лицам, но все эти заведения тоже недешевы и найти их можно лишь в самых раскрученных туристических городах.
Существующие региональные проекты лояльности не решают главную проблему – проблему привлечения, они пытаются только заработать на продаже скидок тем, кто уже приехал, но положительный эффект от таких бонусов оседает только в кармане изготовителя карт и сокращает возможности по саморазвитию местных провайдеров услуг. Такая узконаправленность в итоге приводит к отказу поставщиков услуг от участия в программах, как это уже было со многими системами лояльности, например с картой Малина.
Религиозный, экстремальный, эко- и фототуризм — все это вынуждены организовывать сами путешественники, находя предложения в сети интернет, где информация не всегда соответствует действительности. Энтузиасты самостоятельно прокладывают маршруты, устраиваются на ночлег, решают проблемы с питанием. Популярнейшие во всем мире агро- и гастрономический туризм в России тоже только начинает развиваться и при том качество жилья в экопроектах не всегда соответствует уровню ожиданий пользователей.
В большинстве провинциальных городов рестораны и кафе ориентированы главным образом на проведение свадеб и торжеств. Семьи с детьми в такой обстановке чувствуют себя крайне неуютно. Меню однообразно: бесконечные салаты под майонезом, закуска к водке. Отдельная проблема — завтраки. Если туриста не покормят в гостинице, он рискует полдня ходить голодным: до полудня все точки общепита обычно закрыты.
Даже в популярных туристических городах со множеством достопримечательностей трудно бывает найти информационный центр или указатели на английском языке. Публичное пространство выглядят уныло: некрасивые вывески, облезлые скамейки.
Все вышеперечисленные проблемы требуют незамедлительного вмешательства и координации усилий всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса и особенно граждан — покупателей туристических услуг.
Программа интенсивного развития внутреннего туризма, разработанная Межрегиональной Молодёжной Общественной Организацией «Молодой Мир» предназначена для улучшения ситуации в туристическом секторе регионов Российской Федерации.
Целями Проекта являются:
- Интенсивное развитие внутреннего туризма и экономики регионов Российской Федерации за счет расширения охвата населения и повышения качества туристических услуг;
- Повышение уровней патриотизма, личностного развития, социальной, гражданской и экономической активности жителей страны.
- Формирование международного имиджа России, как безопасной страны имеющей богатейший спектр туристических объектов и достойное качество туристических услуг всех видов и всех направлений.
ММОО «Молодой Мир» приглашает к сотрудничеству представителей государственных и частных структур, коммерческих компаний, а также всех других заинтересованных в сотрудничестве в рамках реализации международного проекта «Лучший из миров» (the best of all possible worlds — англ.; le meilleur des mondes possibles — франц; Die beste aller möglichen Welten — нем.) и других проектов ММООММ.
По всем вопросам, пожалуйста, пишите по адресу электронной почты info@molodoymir.ru